Применение "Доброжелательных технологий" в педагогической деятельности


 «Доброжелательные технологии», которые применяют педагоги

 Творческий подход к общению с детьми позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает условия для формирования хорошего настроения. Доброжелательность, как мы знаем, характеризуется как желание человеком добра другому человеку, его готовность содействовать благу других людей.

В своей работе мы используем доброжелательные технологии:  

- Утро радостных встреч
-  Ежедневный рефлексивный круг
 - Проблемная педагогическая ситуация
 - Волшебный телефон
  - Развивающее общение.                                                                                                                             

  - Коллективные творческие проекты

«Утро радостных встреч»
Цели:
• воспитывать у детей самостоятельность и
ответственность;
• учить ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения;
• формировать умение проявлять инициативу и
планировать свои действия;
• учить вежливо выражать свою просьбу и благодарить;
• формировать умение решать спорные вопросы и
улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и
другими детьми разнообразными впечатлениями


Принципы организации и проведения группового сбора
• Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлективности.
Открытость обозначает:
• право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
• право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий и пр.), в инициировании и осуществлении
собственных планов;
• право участия / неучастия ребёнка в групповом сборе.
• Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора,  построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
 Каждый ребёнок получает право:
• свободного высказывания по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора;
• высказывания в «своей логике».                                                                                                                    • Воспитатель находит не директивные (некатегорические) способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры, вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами.
• Дети получают опыт сдерживания своих реакций, согласования своих интересов с интересами других, потому что диалог всегда предполагает взаимодействие двух сторон.
• Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей.                                                                          • Вторая сторона действия принципа рефлексивности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершении дела, дня, всего проекта – анализ результатов и достижений.

2 Ежедневный «Рефлексивный круг»
Задачи:
- сплочение детского коллектива
- формирование умения слушать и понимать друг друга
- определение общей позиции относительно
различных ситуаций в жизни группы
- обсуждение планов на день, неделю, месяц
- развитие умения выражать свои чувства
- привлечение родителей к жизни детского сада

Проведение «Рефлексивного круга»
· Проводится ежедневно перед завтраком (младшие группы 5-10 мин), старшие группы
(10 – 20 мин.) и кроме этого по необходимости.

·Примерные темы для ежедневного круга:
«Чем сегодня мы будем заниматься?»
«Почему мы выбираем именно эту тему?»
«Что интересного произошло у нас в группе?»
«Кого мы можем назвать справедливым?»
«Почему не удаётся соблюдать правила в
группе?»
«Что делать, если хочется подраться?»

3 Проблемная педагогическая ситуация»
• Цель проведения – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения
Этапы:
- подготовительный (планирование ситуации, определение целей, разработка
сценария)
- создание ситуации, максимально приближенной к жизни

Проведение «Проблемной педагогической ситуации»
• Предварительный опрос детей и родителей (как они видят заданную проблему, как решают).
• Ситуация должна быть эмоционально напряжённой,  но посильной для определённого возраста.
• Может проводиться без присутствия воспитателя (он наблюдает или слушает из укромного места).
• Чтобы дети усвоили «урок» ситуацию повторяют 3-4 раза, но моделируя сюжет.

4 «Волшебный телефон»
• Это телефон доверия для детей, которые могут рассказать сказочному персонажу то, что не доверили бы взрослым
Решает задачи:
- развивать у детей умение выражать свои чувства,
- понять, что глубинно волнует ребёнка,
- определить степень эффективности усвоения
ребёнком той или иной технологии,
- дать от имени сказочного персонажа
позитивную инструкцию поведения.

Проведение технологии «Волшебный телефон»
• Ребёнок говорит со сказочным персонажем в «Уголке уединения».
• Можно говорить по групповому телефону или принести специально украшенный «волшебный телефон».
• Предварительно выясняется, какие герои наиболее популярны у ребёнка.
• Намечается примерный перечень вопросов, которые может задать персонаж.
• Определяется цель общения с конкретным ребёнком (диагностика проблем)

5 «Развивающее общение»
Позволяет ребёнку самому решать свои проблемы, найти решение в конфликтных ситуациях
Шаги:
• опишите, что вы видите или попросите детей рассказать что
происходит,
• опишите чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок,
• примите чувства ребёнка (посочувствуйте одному и другому),
• попросите детей озвучить свои позиции друг другу,
• если этого недостаточно, напомните правила в группе,
• оставьте детей одних, пусть обсудят проблему друг с
другом. Ключевые слова «вместе» и «устроит обоих».


 «Коллективные проекты»
• Проводятся ежемесячно по желанию детей.
• Связаны с ситуацией месяца.
• Используются для развития навыков коллективной деятельности.
• Имеют различные формы, используют изо деятельности, театральную деятельность и
т.д.

Коллективные творческие проекты могут включать в себя и групповые методики
Например:
1. Метод «Лото».
Например: собери пословицы, поговорки, мудрые мысли.
2. Метод «Мозаика».
«Собери достопримечательности и назови их».
3. Ассоциации.
Задача: на каждую букву слова «Родина», необходимо назвать ассоциацию.
4. Методика соотношения пословиц, метафор и фраз и т.д.