Шаталова Ирина Алексеевна

Немного о себе
Шаталова Ирина Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №122».
Имею высшее образование. Окончила Елецкий государственный педагогический институт по специальности «педагогика и психология (дошкольная)».
Стаж педагогической работы составляет 35 лет.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №122» работаю с 2003 года в должности «старший воспитатель».
Имею высшую квалификационную категорию.
Краткое содержание работы
Методическая работа в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
Основными критериями эффективности методической работы являются характеристики самого методического процесса:
1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель:
- повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;
- формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;
- освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи - это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:
а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива.
В содержание методической работы в нашем ДОУ включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное.
Воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.
2. Дифференциация предполагает больший вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:
- низкий (интуитивный);
- средний (поисковый);
- высокий (мастерский).
Методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня - формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
3. Этапность - показатель эффективности методической работы.
1-й этап - теоретический - осознание идеи, осмысление передовых систем. (Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы);
2-й этап - методический - показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы. ;
3-й этап - практический - самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания.
4-й этап - аналитический - выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения (по итогам контрольных срезов,результатам диагностики)).
Способствую изучению, внедрению и распространению передового педагогического опыта в ДОУ. В тематическом планировании занятий по познавательному циклу используем опыт работы наших воспитателей: Шкариной Л.И. «Приобщение детей к истокам народной культуры», Коротких Е.И. «Воспитание чувства самосохранения, личной и общественной безопасности», воспитателя Бондаренко С.М. «Воспитание нравственно-этических отношений старших дошкольников».
Я, как старший воспитатель МБДОУ, организую повышение квалификации педагогических кадров. Созданы условия для повышения уровня педмастерства педагогов.
Одним из показателей работы дошкольного учреждении является отслеживание успехов и результатов учебы детей в школе. МБДОУ имеет благодарственное письмо от кафедры начальных классов лицея №5 за хорошую подготовку детей к обучению в школе. Наши выпускники поступают в 1 классы и лицея №3. 26% учатся на отлично, 60% - на 4 и 5.
Воспитанники ДОУ принимают активное участие в смотрах, конкурсах: «Воронежские самоцветики», фестивале по ритмической гимнастике «Веселый калейдоскоп», конкурсах детских рисунков на противопожарную тему, в областном фестивале детской книги «Ты и я с книгой лучшие друзья» Неоднократно награждены грамотами за активное участие и достижения.
Созданы условия для развития творческих способностей детей, для развития умственно одаренных детей. Вовлекаем родителей в образовательный процесс.
Основной целью, желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности.
Педагогический процесс в детском саду имеет развивающий и корригирующий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей.
Собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Материально-техническое обеспечение ОУ соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей.
Главные качества воспитателя - это:
В - внимание
О - ответственность
С - справедливость
П - правдивость
И - искренность
Т - толерантность
А - артистизм
Т - трудолюбие
Е - еще доброжелательность
Л - любовь
Ь - мягкость
Анализ результатов деятельности МБДОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития учреждения.