Федюшина Светлана Федоровна

Немного о себе

Федюшина Светлана Федоровна

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Стаж работы c 01.03.1996

Стаж работы в данном учреждении c 01.09.2014

Образование:

Среднее специальное по специальности «Музыкальный руководитель»

Высшее по специальности «Психолог. Преподаватель психологии»

Имею благодарственные письма и грамоты​​​​​​​

Делимся опытом

Для Вас, родители!

Фотогалерея

Мои достижения

Презентации

РППС


Краткое содержание работы

Моя педагогическая инициатива связана с проблемой «Развитие у детей музыкально - сенсорных способностей в процессе использования музыкально - дидактических игр».

Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем более возникает потребности и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности …

В работе по развитию музыкально - сенсорных способностей я для себя ставлю цель: помочь детям в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Кроме того, я стараюсь выполнять следующие задачи: развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой и сопутствующие задачи:

  • воспитание интереса и любви к музицированию;

  • установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока не доступно;

  • развитие навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения;

  • формирование качеств, способствующих самоутверждению личности, самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществлять эти задачи я стараюсь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально – коммуникативных качеств.


В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают все большее развитие. Именно они становятся участниками изумительного шумового оркестра.

Вы спросите: «Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые – современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой!». Но я веду речь не о скрипках, флейтах и не о фортепиано, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «шумелках», изготовленных моими руками, руками педагогов – воспитателей нашего детского сада, родителями из разных баночек, пластмассовых бутылок, крышечек, палочек, трубочек, стаканчиков, коробочек, кухонных мисок, дощечек, пузырьков, ключиков, гвоздиков и т.п. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по- новому услышать мир звуков.

Я с уверенностью могу сказать, что инструменты из бросового материала – яркие и интересные – отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников, и я глубоко убеждена в эффективности их использования: игра на музыкальных шумовых инструментах дает большой простор для развития фантазии и творческой активности детей дошкольников, чем дети и наслаждаются в свободные часы досуга. Как сказал Моэм Уильямс Сомерсет «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение».


Использование здороровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Я, как музыкальный руководитель, комплексно решаю задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

В своей практике я применяю в здоровьесберегающие технологии - комплексы специальных упражнений:

- валеологические песенки-распевки;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- игровой массаж;

- логоритмические упражнения.

Все музыкальные занятия я начинаю с валеологических распевок. Несложные, добрые тексты «Здравствуйте», «Добрый день» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.


На музыкальных занятиях обязательно включаю несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой «Насос», «Цветочки», «Ладошки», «Кошечка», «Ушки», «Большой маятник», которые укрепляют физиологическое дыхание детей (без речи, формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох, тренируют силу вдоха и выдоха, развивают продолжительный вдох.

 Комплекс дыхательных упражнений использую в игровой форме, это позволяет добиться правильности выполнения упражнений, повысить эмоциональный настрой, активизировать двигательную и творческую активность каждого ребенка. Систематические занятия дыхательной гимнастикой предупреждают заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей, подготовливают их к пению.


Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). Поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику «Жаба Квака», «Динозаврик», «Мартышки» по системе Емельяновой В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

 Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.


На музыкальных занятиях так же использую игровой самомассаж «Какой чудесный носик», «Здравствуйте ладошки, ножки», «Хей, привет!». Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Важное место на музыкальных занятиях уделяю пальчиковым играм таким как «Улитка», «Паучина», «Трик-трак», «Смехота». Формирование речи идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.

Пальчиковые игры развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

Логоритмические упражнения «Капельки», «Медвежата», «Разбросай» и др. в музыкальные занятия включаю комплексно, т. е. связываю их с разными видами деятельности: пение, упражнения, танцы, игры.


Дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием. Для них – это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Они стали более уверенными в себе, раскрепощёнными, активными, организованными. С желанием поют песни, ритмичнее двигаются, исполняют танцевальные движения, с радостью участвуют в праздниках и развлечениях.


В результате работы на музыкальных занятиях с использованием логоритмических упражнений, прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Систематическое использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.



Здоровьесберегающие педагогические технологии как один из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения


Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно- развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать . Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.
Адаптивная. Воспитание у детей направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни.
Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья.
Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Танец, ритмика, как движение жизни, помогает детям в улучшении умственного и физического здоровья. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
В зависимости от дня недели я подбираю музыкально-ритмические игры упражнения, влияющие на уровень двигательной активности детей. Музыкально-ритмические игры и упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также дают определенный терапевтический эффект.
Музыкально- ритмические игры и упражнения.
1. « Гимнастика руками».
2. « Прогулка по сказочному лесу».
3. « Праздничный марш».
4. « Порхающая бабочка».
5. « Поездка на велосипеде».
6. « Поездка в деревню».
8. Игры на внимание. Воспитатель показывает движения, а дети должны как можно быстрее его повторить.
9. Игры на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону).
10. « Полька зверей».
11. « Зеркало» ( в парах) Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
12.« Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
13.« Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает собственное оригинальное движение.
14.« Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.
Ритмические упражнения.
1.« Ритмическое эхо».
2.Ритмизация собственных имён и фамилий.
3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу. ( эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).
Музыкотерапия
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, 3 мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано ,что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки.
1.Игра на воображаемых инструментах.
2.Создание самых различных образов(« Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского- плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые « Камаринская», « Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка).
3.Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты – дирижер, управляющий первоклассным оркестром.
Фольклорная арттерапия.
Русский фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. Драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности . В центре внимания – танцевальная деятельность: исполнительно - творческая . Работа проводится с учётом возрастных особенностей дошкольников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой деятельности. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. В фольклорной игре « Разыграй песню» предлагается детям, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «По малину в сад пойдём», «Прискакал воробей», « Как на тоненький ледок», « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как у наших у ворот», «Бояре, а мы к вам пришли» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.
Терапия творчеством.
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание ребёнка самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
Сказкотерапия.
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. музыкальной сказки ( « Теремок», « Репка», « Колобок» и т.д.)
Улыбкотерапия.
Медики считают, что здоровье детей станет крепче от улыбок педагогов. Как полагают врачи, в улыбающемся взрослом человеке, дети видят друга, и стараются им нравится больше. Очень важна и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Заключение.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. – С.17-24. 5
2. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
3. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
4. Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002. С.8, 13, 54.
Используемые технологии:
Технология развития и восприятия музыки « Музыкальные шедевры» О.П. Радынова
Здоровьесберегающаяя технология « Здравствуй» М. Лазарев
« Зеленый огонек» М.Ю. Картушина
« Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнникова.
« Технология приобщения детей к народной культуре» О. Князева, Д. Маханева « Горенка» М.В. Хазова
« В мире музыкальной драматургии», « Музыка, движение, здоровье»
Т.Ф. Коренева
« Технология развития танцевального творчества» Т.Ф. Коренева
Технология развития танцев « Танцевальная ритмика» Т. Суворова. Здоровьесберегающая « Подвижные игры, как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья» Ю.А. кириллова.