Ресурсы логопедического занятия в обеспечении режима двигательной активности дошкольников

Учитель-логопед Рубцова О.А

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 122»


Логопедическая работа, проводимая в стенах ДОУ, занимает большую часть времени пребывания ребенка в детском саду. Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей иной раз наблюдается нехватка двигательной активности в течение дня.

Поэтому нужно компенсировать эту нехватку разнообразив логопедические фронтальные занятия различными двигательными играми и игровыми упражнениями, что поможет детям скорректировать дефекты речи, и наоборот, основываясь на ритмике стихов, будет  развиваться подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление, память.

В связи с этим  необходимо сделать подборку игр и игровых упражнений с элементами двигательной активности в соответствии с лексическими темами фронтальных занятий по развитию речи в логопедической группе.

Данное направление в коррекционной работе необходимо выполнять потому, что одним из основных задач дошкольного образования являются укрепление здоровья и всестороннее развитие ребенка, в том числе и физического.

Виды деятельности, способствующие двигательной активности на фронтальных логопедических занятиях.

  1. Элементы логоритмики -  движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию речедигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения.
  2. Сюжетно-ролевые зарядки совершенствуют зрительную ориентировочную реакцию, подражательность, являются средством коррекции моторики, активизируют мышление, память, внимание, воображение, создают эмоциональный настрой.
  3. Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев рук и направлена на развитие мелкой моторики.

Доказано, что уровень речевого развития ребенка напрямую зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук: если их развитие соответствует возрасту ребенка, то соответственно и их речевое развитие будет в пределах нормы.

  1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения стимулируют развитие речедвигательоного аппарата.
  2. Психогимнастика и пластические этюды проводятся с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия, снятия психоэмоционального напряжения, закрепления положительного настроения, тренировки психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики).

 

Предлагаемые подвижные игры  и игровые упражнения являются составной частью фронтальных логопедических занятий. На одном занятии целесообразно проводить не одну динамическую паузу, а несколько, направленных на развитие различных двигательных навыков (общая и мелкая моторика рук, развитие равновесия и пространственной ориентации).

Логоритмические, сюжетно-ролевые упражнения, пальчиковую гимнастику сначала показывает взрослый. Дети запоминают стихотворный текст и движения, сопутствующие его строкам. Затем дошкольник выполняют упражнения и проговаривают текст вместе с логопедом и далее самостоятельно. При проведении подобных игр и упражнений логопед не обучает детей  тем или иным двигательным навыкам (они, как правило, получены детьми ранее),но следит за четкостью и координированностью  движений.

При выполнении игровых упражнений психогимнастики и релаксации дети делают все движения самостоятельно, по своему усмотрению. Взрослый лишь корректирует того или иного ребенка.

Работа по развитию артикуляторных навыков ведется на индивидуальных логопедических занятиях. На фронтальных – логопед может провести игровые упражнения, закрепляющие эти навыки.

На занятиях по развитию связной речи можно проводить различные драматизации коротких рассказов, сказок. Такие занятия проводятся в нетрадиционной форме и с использованием элементов театрализованной деятельности (например, инсценировок «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка»).

Использование сюжетно-ролевых зарядок, пальчиковой гимнастики и психогимнастики дают положительные результаты в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, создавая в первую очередь положительный внутренний настрой ребенка, повышая интерес дошкольника к тому, что он делает. На фоне внутренней раскрепощенности у детей появляется желание  воспринимать предлагаемый материал. И, как итог, ребенок легче обучается. У детей быстрее закрепляется правильное звукопроизношение, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи. Развивается общая и мелкая моторика пальцев рук: движения становятся более точными, координорованными. Также у детей развивается эмоционально-волевая сфера: дети умеют правильно выражать свои эмоции, настроение, адекватно реагируют на различные жизненные ситуации.

Все это является одним из слагаемых компонентов для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста.

Данная педагогическая технология может использоваться в массовой педагогической практике логопедов и воспитателей логопедических групп и массовых детских садов, а также использоваться в качестве профилактики речевых нарушений и стимулирования познавательной деятельности у дошкольников.