Рабочая программа О.А. Ляховской

Рабочая программа « Коррекция речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении на логопедическом пункте»

               Учителя-логопеда Ляховской О.А.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 122»                                                



Содержание рабочей программы.

 

1. Пояснительная записка. Актуальность.

2. Характеристика  контингента воспитанников

3.Содержание коррекционной работы

3. 1. Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Формы организации образовательной деятельности

3.3. «Взаимодействие с педагогами ДОУ»

4. Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению.


5. Содержание логопедической работы на логопункте

по формированию фонематического восприятия и обучению звуко-буквенному анализу детей 6-го и 7-го года жизни с ОНР III  (у. р. р.) и ФФН.

5. Ожидаемые результаты логопедической работы.

6. Нормативно-правовая база  программы.

 

 

1.Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ). Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

         В основе создания этой программы  использовался  опыт работы

на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими  программами  Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности: «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.


Актуальность.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной  задачей дошкольного  учреждения  является  подготовка   ребенка  к  школе,  в  том  числе  к  усвоению  письменной  речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Всё это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе,

а так же его социализации.

В МБДОУ № 122 осуществляется коррекция нарушений речи детей в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, (такими как, общее недоразвитие речи, дизартрия), возникла необходимость введения на логопедическом пункте специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

В основе создания этой программы используется  опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими  программами  Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами.

В основу логопедической работы (деятельности учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические  программы, в частности, «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.

.Однако,  данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопедическом пункте  общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль речевой

и общей подготовке детей к школе.

Цель программы – сформировать у дошкольников с речевой патологией полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, сформировать навыки учебной деятельности.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

ü Образовательные:

-формирование  навыков учебной деятельности;

-подготовка детей  к обучению грамоте;

-расширение представления детей об окружающем мире, формирование целостной картины мира;

ü Коррекционно – развивающие:

-раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

-преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников;

-воспитание артикуляционных навыков,  звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

ü Воспитательные:

-воспитание  коммуникативности, успешности в общении;

-воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.


Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  • Ø принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  • Ø принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выгодского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • Ø принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  • Ø принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • Ø принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • Ø принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • Ø принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

 

2. Характеристика  контингента воспитанников

Структура дефектов у дошкольников, посещающих логопункт, неоднородна.  На коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами: фонетические нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи (II, III уровень речевого развития), некоторые из этих диагнозов осложнены дизартрией, нарушением темпа и ритма.

 

Характеристика детей с общим недоразвитием речи.


Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя, связной речи.

3-й уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточная  сформированность  некоторых грамматических  категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, нарушением причинно-следственных отношений.

В беседе, при составлении рассказа  преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.


2-й уровень речевого развитияопределяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок может,  как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их:

Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям. Однако,  по-прежнему,  часть простых предлогов («на», «над», «за» и т.д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и  естественно в употреблении.

Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.

Однако,  недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголовотносительных и притяжательных прилагательных.

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание.   Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста со сроком обучения 3 года.


Характеристика детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом потоке.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 

3. Содержание коррекционной работы.

 

3.1. Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений  у детей на логопункте.

 

Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО (основной программы дошкольного образования).

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Сентябрь – обследование детей старшего дошкольного возраста, заполнение речевых карт, оформление документации. С 1 по 15 мая – промежуточная диагностика. Составление списков на следующий учебный год.

На каждого ребёнка, зачисленного на занятия,  заводится речевая карта.

Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, составляет 25 человек на ставку, не менее 30-35 детей в год.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий,  максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами. В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада по мере возможности  закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.


3.2. Формы организации образовательной деятельности.

Данная коррекционная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий  не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда. Основную  нагрузку несёт  индивидуальная  логопедическая работа,  которая  проводится   2 - 3  раза в неделю с каждым ребёнком. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Для  занятий в подгруппах объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Программа  составлена с учётом  основных форм организации коррекционных занятий.

Индивидуальные – цель которых – подбор комплекса артикуляционных   упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии.  Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом  личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

 

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

 

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
  • Развитие речевого дыхания и голосообразования.
  • Постановка отсутствующих или искажённых  звуков.
  • Автоматизация  и дифференциация звуков.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут у детей 6-го года жизни и 20-25  минут у детей 7-го года жизни.

-   ФНР – 2-3  раза в неделю;

-  ФФНР – 2-3   раза в неделю;

-  ОНР III ур.р. р. – 2-3 раза в неделю.

 

Структура индивидуального логопедического занятия.

 

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для  развития      мимических мышц.

2.  Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по формированию речевого голоса.

5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

6. Упражнения для развития слухового внимания  и фонематического восприятия.

7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация  правильного звукопроизношения в речи ребенка.

8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

9. Формирование лексико-грамматических представлений.

10. Обучение элементам грамоты.

11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Подгрупповые  (микрогруппы). Для  занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию  фонем в собственной  и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.


Цель и содержание занятий:

 

Основная цель подгрупповых занятий – закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 2-3детей,  имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Занятия в микрогруппе (2-3 человека) проводятся по мере необходимости.

На данных занятиях осуществляется:

  • Закрепление навыков произношения изученных звуков.
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов.
  • Расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков.
  • Закрепление  грамматических категорий.
  • Развитие связной речи.

. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями  в коррекции речи каждого ребенка.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.


3.3.Взаимодействие с педагогами МБДОУ.

 

Развитие речи (воспитатели).

 

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности  прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

- моторный праксис;

-  звукопроизношение;

-  фонематические процессы;

-  языковой анализ;


-  психологическая база речи;

-  обогащение и активизация словаря;

-  развитие связной речи;

-  лексико-грамматическое развитие.

 

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель).

 

Выполнение упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Игры с пением, шумовые оркестры, музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.


Физическое воспитание (руководитель по физической культуре).

 

Выполнение общеразвивающих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и  мелкой моторики,  координации движений, подвижных игр,  игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.


Взаимодействие с педагогом-психологом.

 

Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.

Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.

Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:

разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,

составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия

Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой


Перспективноепланирование

индивидуальнойкоррекционно-развивающейработы

позвукопроизношению.

(логопункт)

 

№ п/п

сроки

Содержание

Развитие артикуляции, речевого дыхания

Развитие мелкой моторики

Развитие ВПФ, Использование ИКТ.

I

Исправление  сигматизмов  свистящих звуков ( межзубные, боковые, призубные, смягчение. парасигматизмы)

1.

Сентябрь-Октябрь

Постановка звука «С»

Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в  выдувании тонкой холодной струи воздуха  вниз; контролировать положение губ

(улыбка). Комплекс упражнений для свистящих (дорсаль­ная позиция)
«Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -
«Холодный ветер»

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осенний букет», «Капустка». Самомассаж  пальчиков.


Развитие мышления.

Игры :

«Четвёртый лишний».

Работа с логопедическим тренажёром.

«Продолжи предложения».

2.

Октябрь-Ноябрь

Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.




Автоматизация зв. «Сь».


Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами.

Дыхательное  упр-е «Осень».



Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шеёки нижних зубов.

Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка».

Развитие зрительной памяти.

Исправь предложения:«Что не так?», «Один-много».

Работа с логопедическим тренажёром.

3.

Ноябрь-Декабрь

Постановка звука «Ц»





Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.

Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях.

Учить воспроизводить  слияние «тс» очень кратко и быстро.

Следить  за положением губ и языка.

Дыхательное  упр-е «Вьюга».



Учить включать голос при произнесении звука «С».

Дыхательное упр. «Комарик».


П.г. «Кулачки – ладошки», «Блины».

Развитие математических способностей.

»Счёт предметов от 1 до 5 и обратно»,игра «1-2-3..» (на материале отрабатываемых звуков).

Работа с логопедическим тренажёром.




II

 

Исправление сигматизмов шипящих звуков (боковые ,призубные, межзубные, парасигматизмы)

4.

Декабрь










Постановка звука «Ш».








Автоматизация звука «Ш».





Дифференциа-

ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь».

Учить удерживать язык  « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ

( вытянуты вперёд. округлены)

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»-
-«Лопата копает» — «Вкусное варенье» -
-«Фокус» -«Теплый ветер».


П.г «Ёлочка», «Зима».

Развитие внимания.

«Чего не стало».

Работа с логопедическим тренажёром.

5.

Январь-Февраль

Постановка и автоматизация звука «Ж».





Учить включать голос при произнесении звука «Ш».

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»-
«Лопата копает» -«Вкусное варенье»
- «Фокус» - «Теплый ветер».

Дыхат. упр-е «Вьюга».

П.г.: «Ёлочка»,

«Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка»..

Развитие слуховой памяти: «Назови слова тройками».

Работа с логопедическим тренажёром.

III

Исправление  ламбдацизмов  (боковые, губные, мягкие, межзубные, параламбдацизмы).


Январь




Постановка звука «Л».

Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами.

Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» -Окно» - «Мостик» -«Лопата»-
«Пароход» -«Пароход гудит».

Дыхат.  упр.: «Ветерок

Повторение.

Работа с логопедическим тренажёром.

6.

Февраль

Автоматизация звука «Л».


Постановка и автоматизация звука «Ль».

Звуки «Л-Ль».


Дифферен-циация звуков «З-Ж, С-Ш».



Подготови-

тельные упражнения к постановке звука «Р».

Кончик широкого языка упирается в верхние зубы.

Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы.

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Удерживать язык  за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».


Повторение.

Развитие памяти.

Работа с логопедическим тренажёром.

IV

Исправление ротацизмов (горловые, боковые, одноударные, параротацизмы).

 

7.

Февраль-Март

Постановка звука «Р».








Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция):
«Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»-
«Цокает лошадка» - «Молоток»- «Дятел» -
«Пулемет».

П.Г. «Весна», «Мамин день».

Развитие мышления.

«Назови ласково».

Работа с логопедическим тренажёром.

8.

Апрель-Май

Автоматизация звука «Р».


Постановка и автоматизация звука «рь».


Постановка  и автоматизация звука «Ч».


Постановка и автоматизация звука «Щ».


Дифференци-ация звуков

«Р-РЬ,

Р-Л, ть-ч».

Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол.

Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Учить  образовывать  смычку кончика языка с верхними дёснами.


Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами.

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

П.г. «Весенние цветы».

Развитие внимания: «Найди лишнее слово»,«закончи предложение», «один-много».


9.

Май

Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

П.г. «Насекомые», «Птицы».

Развитие логического мышления «Закончи предложение».

 

       

 

 

Содержание логопедической работы

на логопункте

по формированию фонематического восприятия

и обучению звуко-буквенному анализу

детей 6-го и 7-го года жизни с ОНР III  (у. р. р.) и ФФН.

 

 

период  (старшая группа)

Основное содержание работы

Произношение


Фонематическое восприятие

Выработка дифференцированных  движений органов

артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Различение звуков на слух:

  • Ø по твёрдости -  мягкости;

([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.);

  • Ø по глухости – звонкости

([п] – [б], [к] – [г] и т.д.);

  • Ø по месту образования

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индиви-

дуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.

Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Определение наличия звука в слове.

Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда 2-3-х гласных (аи, уиа).

Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.

Выделение гласного в середине односложного слова типа: ком, сом, кит.

Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез обратных  слогов («ат», «оп») и слов («кит», «суп»).

Выкладывание из цветных фишек обратных слогов (ап, ум).

Преобразование слогов путём замены гласного или согласного звука.

Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

Усвоение терминов «звук», «буква», «слово».

Составление графической схемы слова.

Формирование умения делить простые предложения  без предлогов на слова.

 

II период  (подготовительная группа)

Основное содержание работы

Произношение


Фонематическое восприятие

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонети-

ческого оформления.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с зак-

реплением правильного произношения.

Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Различение на слух и в собственной речи:

ч - ть -сь -щ,  ц - ть -с- сь, с-сь-з-зь,

с-з-ш-ж,  р-рь-л-ль.

Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.

Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.


Совершенствование навыков звуко - слогового анализа и синтеза слов.

Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный  звук», «мягкий согласный  звук».

Составление графической схемы слова.

Называния порядка следования звуков в слове.

Выделение и называние гласных, согласных зву-

ков в слове.

Умение давать качественную характеристику звуку.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, тёрка.

Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Закрепеление слогообразующей роли гласных

(в каждом слоге один гласный звук). Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (схеме) (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласны, например; лось, конь, соль т.п.)

Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

Деление слов на слоги.

Формирования операции звуко - слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.

Формирование навыка преобразования слогов и  слов с помощью замены звуков (му – пу).  Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.).

Определение количества слов в предложении и их последовательность.

Совершенствование умения делить на слова  простые предложения без предлогов и с предлогами.

Выкладывание из полосок схемы предложения.

Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений, исправлять деформированное предложение.

 

 

Работа над слоговой структурой слова.


1. Период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).


(Индивидуально, на материале правильно произносимых  звуков).

1.Подготовительный этап: работа на невербальном уровне, работа на вербальном уровне.

2.Коррекционный этап: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова

(двусложные слова из открытых слогов (вата), трѐхсложные слова из открытых слогов (машина).

2. Период обучения (декабрь, январь, февраль).


-         Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак).

-         Двусложные слова с закрытым слогом (лимон).

-         Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).

-         Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник).

-          

3.  Период обучения (март, апрель, май).


-         Трѐхсложные слова с закрытым слогом (теремок).

-         Трѐхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус).

-         Трѐхсложные слова с двумя стечениями согласных (матрѐшка).

-         Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт).

-         Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда).

-         Четырѐхсложные слова из открытых слогов.

Материально-технические средства:

 

  • Магнитная доска и комплект материала к ней.
  • Компьютер и логопедические компьютерные игры.
  • Наборное полотно.
  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
  • Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.

(Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики).

 

Ожидаемые результаты логопедической работы:

 

v правильно произносить  все звуки речи в различных  позициях;

v чётко дифференцировать все изученные звуки;

v называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

v находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

v различать понятия: «звук», «гласный», «согласный», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение»  на практическом уровне;

v производить элементарный звуковой анализ и синтез слов;

v овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.




Нормативно – правовая база программы:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2014  г №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования. 17.10.2013 г
  3. Конвенция о правах ребёнка. (20.11.1989 г.)
  4. .Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»  (СанПиН 2.4.1.2660-10).
  5. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.

Заключение.

 

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,  разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

 ​​​​​​​