Положение об оказании логопедической помощи В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №122"


  1. 1.     Общие положения

1.1.  Положение     об             оказании     логопедической      помощи в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  №122»,     (далее Положение) разработано на основании:

- Распоряжения министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020г. №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную  деятельность» и    регламентирует     деятельность  организации, (далее  - Организация),      в части оказания  логопедической        помощи воспитанникам,    имеющим нарушения устной  и (или) письменной речи (далее — воспитанники) и трудности в освоении ими основной общеобразовательных программы дошкольного воспитания  (в том числе адаптированной);

- Закона РФ «Об образовании»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

          - Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13          «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».


1.2.  Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:


организация    и     проведение     логопедической    диагностики    с     целью

своевременного   выявления   и    последующей   коррекции   речевых   нарушений воспитанников;

организация    проведения    логопедических     занятий     с     воспитанниками с выявленными нарушениями речи;

организация  пропедевтической  логопедической  работы  с   воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками 

2. Порядок оказания логопедической помощи

в Организации

2.1.    Логопедическая помощь оказывается Организацией в рамках реализации образовательных программ.

2.2.   При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению.

Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи (номенклатура дел) и   составляет  не  менее  трех  лет с момента завершения оказания логопедической помощи.

2.3.    Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации (штатное расписание), регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:

1)         количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико- педагогической  комиссии  (далее  — ПМПK) с рекомендациями об   обучении по   адаптированной   основной   образовательной   программе    для   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (далее — OBЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6—12 указанных обучающихся;

2)                количества обучающихся, имеющих заключение психолого- педагогического консилиума (далее  —  ППК)  и  (или)  ПMПK  с  рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности   в   освоении   основных    общеобразовательных   программ,    развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом)  из  рекомендуемого  расчета  1   штатная   единица   учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;

3)          количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.

2.4.    Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и  согласия родителей (законных представителей)  несовершеннолетних  воспитанников на проведение логопедической диагностики воспитанника  (приложения  № 2  и №  3 к Положению).

2.5.      Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование

воспитанников по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанников.

По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение N 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед   (учителя-логопеды)    проводит    диагностические    мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.

2.6.            Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПMПK, ППК.

Зачисление воспитанников на  логопедические  занятия  может  производиться в течение всего учебного года.

Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

Зачисление    на    логопедические    занятия    воспитанников,    нуждающихся в   получении   логопедической    помощи,    и    их    отчисление    осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.

2.7.     Логопедические занятия с воспитанниками проводятся  в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения воспитанников, рекомендаций ПMПK, ППК.

2.8.     Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы Организации.


2.9.         Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПMПK, ППК и результатов логопедической диагностики.

2.10.            Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых  образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению).

2.11.          В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,

— методическая, подготовительная, организационная и иная.

2.12.      Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно- развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.

Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального  и   группового  консультирования  родителей   (законных

представителей), педагогических и руководящих работников Организации;          . информационных стендов.


3.Логопедическая помощь при освоении образовательных программ

дошкольного образования

3.1.    Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей- логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.

На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного   образования    (в   том    числе    адаптированные)   и    нуждающиеся в длительное лечении, а  также  дети-инвалиды,  которые  по  состоянию  здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.

3.2.        Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом

2.5 Положения.

Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/y-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного  образования ».

3.3.    Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

1)                для     воспитанников     с     OB3,     имеющих      заключение      ПMПK  с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);

2)                для  воспитанников,   имеющих   заключение    ППК   и   (или)   ПMI lK  с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии    и    социальной    адаптации    (проведении     коррекционных     занятий  с   учителем-логопедом),    определяется    выраженностью    речевого    нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);

3)                для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

При      организации      логопедической      помощи      детям     младенческого

и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных  представителей)  по  вопросам   организации   деятельности   их ребенка, создания  предметно—развивающей   среды   и   обеспечения   социальной  ситуации развития.

3.4.    Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

для детей от 1,5 до 3 лет — не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 мин;

для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.

3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

1)                для     воспитанников     с     OB3,      имеющих      заключение      ПMПK с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования — не более 12 человек;

2)                для   воспитанников,   имеющих   заключение   ППК  и   (или)    ПMПK с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) не более 12 человек;

3)     для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого- педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.


Приложение № 1

      к Положению об оказании

 логопедической помощи в МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №122»





Докvментация Организации при оказании логопедической помощи


  1. Программы и/или планы логопедической работы.
    1. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
      1. Расписание занятий учителей-логопедов.
      2. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих логопедическую помощь.
        1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
          1. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

































Приложение № 2

      к Положению об оказании

 логопедической помощи в МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №122»



Руководителю МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №122»

Головиной Т.А

  ___________________________________

ФИО  родителя  (законного представителя)


Заявление


Я,_______________________________________________________________

    ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

_________________________________________________________________,

являясь родителем (законным представителем) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(ФИО, группа, в которой обучается воспитанник, дата (дд.мм.гг.)рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия  в 20______ - 20_______  учебном году  в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

«____»___________20________Г.

/____________________/_____________________________

                 (подпись)                               (расшифровка подписи)




Приложение №3

      к Положению об оказании

 логопедической помощи в МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №122»



Руководителю МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №122»

Головиной Т.А

   ___________________________________

ФИО  родителя  (законного представителя)


Согласие родителя (законного представителя)

воспитанника на проведение

логопедической диагностики воспитанника


Я,_______________________________________________________________

           ФИО  родителя  (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) __________________________________________________________________

_________________________________________________________________ ,

                       (ФИО, группа, в которой  обучается воспитанник, дата(дд.мм.гг.)рождения)

выражаю согласие на проведение  логопедической  диагностики моего ребенка.

«_____»_______________20____г.


/_______________/_______________________________________

      (подпись)                            (расшифровка подписи)


                



Приложение № 4

      к Положению об оказании

 логопедической помощи в МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №122»


Педагогическая характеристика на воспитанника  (ФИО, дата рождения, группа)


Общие сведения:

-  дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

-  образовательная программа (полное наименование);

-  особенности организации образования:

  1. в группе;
  2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
    1. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с .. .;
    2. на дому;
      1. в медицинской организации;
      2. в форме семейного образования;
        1. сетевая форма реализации образовательных программ;
        2. с применением дистанционных технологий.

—   факты,  способные  повлиять  на  поведение  и  успеваемость  ребенка (в образовательной организации): переход из одной  образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков занятий и др.;

— состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок — родственные отношения и количество детей/взрослых);

— трудности, переживаемые в семье.



Информация     об     условиях     и     результатах     образования      ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  1. Динамика освоения программного материала:





—    учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);

—    соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для воспитанника по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).

  1. Особенности,  влияющие   на   результативность   обучения:   мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается     без     изменений,     снимается),     эмоциональная     напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,    нестабильная,    не     выявляется),     истощаемость     (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и дp.
    1. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности

к    сотрудничеству),    наличие    других     родственников     или    близких     людей, пытающихся     оказать     поддержку,     факты     дополнительных     (оплачиваемых родителями     (законными     представителями))    занятий     с    ребенком     (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).

  1. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,— указать длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).


  1. Характеристики взросления :

—     хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний — например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);

—     характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);

—      отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых воспитателей

—      отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);

—      характер общения со сверстниками, одногруппниками (отвергаемый или     оттесненный,   изолированный  по   собственному  желанию,  неформальный лидер);

—    значимость общения со сверстниками в системе ценностей воспитанника (приоритетная, второстепенная);

—      значимость виртуального общения в системе ценностей воспитанника (сколько времени по его собственному мнению проводит с гаджетами);

—       способность критически оценивать поступки свои и окружающих,  в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);

—      самооценка;

—   отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена);



Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.

 

Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты срезовых работ и другое).

                     20      г. /                                                                                       Учитель-логопед, принявший обращение:                                                                 







(указать ФИО, должность в ОО)

 

Результат обращения:                                                                                                 


«    »          20        г. /                  












Приложение № 5

      к Положению об оказании

 логопедической помощи в МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №122»



Оснащению помещений для логопедических занятий.


                 При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В  рабочей  зоне  учителя-логопеда  рекомендуется   размещать   мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

                При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,      испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно- развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных, групповых логопедических занятий,



приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,  многопрофильное  модульное  оборудование,   направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.